ЛИТОГРАФИЯ

 

Главная

Следующая статья

Коммерция

 
 

Все труднейшие техники XVIII столетия – меццотинто, сложные офорты и резцовые гравюры - в начале XIX столетия подверглись жесточайшему удару: немец Иоганн Алоиз Зенефельдер изобрел около 1798 года в Мюнхене совершенно новый способ печати – литографию. Это способ, относящийся к плоской печати, основан на отталкивании жиров от воды. Оттиски получают посредством переноса краски под давлением с печатной формы – литографского камня (известняка) – на бумагу. Изображение на камень наносится жирной тушью или литографским карандашом. Причем тираж при этом способе печати мог по числу оттисков во много раз превосходить все существовавшие на то время способы печати эстампов.

В 1806 году Зенефельдер открыл в Мюнхене первую литографскую мастерскую, и издал в 1818 году руководство по литографии, не без помощи которого в первой четверти XIX века практически во всех крупных европейских столицах заработали подобные мастерские. Этому, конечно, способствовал промышленный переворот, из-за которого столь легкий, относительно дешевый и одновременно тиражный способ стал настолько популярен.

Среди первых литографов, кроме самого Зенефельдера, кстати, совсем не художника, а актера и автора музыкальных пьес, можно отметить знаменитых немецких художников Франца Крюгера и Адольфа фон Менцеля. Также к литографии обращались Франсиско Гойя, Теодор Жерико и Эжен Делакруа.

Литография в середине XIX столетия стала острым политическим орудием. Именно в этом контексте представлен крупнейший мастер литографии – французский карикатурист Оноре Домье, искусство которого имело столь высокий резонанс, что даже в России во II половине XIX века работало несколько крупных литографов-карикатуристов: Александр Лебедев, Петр Боклевский, Николай Степанов.

Говоря о русских мастерах литографии первой половины XIX века, то, как и за границей, к этому новому искусству проявили внимание прежде всего крупные русские художники – Алексей Орловский, Орест Кипренский, Алексей Венецианов. Крупнейшим мастером-литографом этого времени был Карл Петрович Беггров.

Благодаря своей масштабной издательской деятельности на этой ниве прославился также Василий Тимм, оставивший много сотен листов разного качества, но чрезвычайно любопытных по содержанию, нередко перерастающих в карикатуры. Прекрасные опыты цветной литографской печати с нескольких камней продемонстрирваод Игнатий Щедровский, издавший в 1845 году «Сцены из русского народного быта».

 
 
 
 
 
   
  Назад Вперед