ДРУГИЕ ТЕХНИКИ

 

Главная

Следующая статья

Коммерция

 
 

В связи с литографией возникает множество разновидностей плоской печати, особенно это касается наиболее востребованных в последней трети XIX – начале ХХ века цветных изображений. Эти техники постепенно удаляются от непосредственно оригинальной работы художника, которая ныне именуется автолитографией, и переходят в разряд многотиражной графики. Хотя сейчас, в начале XXI века, многие даже многотиражные печатные произведения представляются замечательными образцами графического искусства.

Мы постараемся перечислить некоторые из них. Наиболее востребованной из техник была хромолитография. В этом случае для каждого цвета изображения изготавливалась отдельная печатная форма - камень (позднее - цинковая пластина), однако эти трудоемки способы были с изобретением фотографии довольно быстро вытеснены фотомеханическими способами перенесения изображения на печатную форму. Так появилась фотолитография, которая в конечном оттиске практически не отличается от хромолитографии.

Если говорить о фотомеханических способах изготовления печатных форм, то некоторые из них почти неотличимы от оригинальных техник эстампа. Развитие они получили после того, как Луи Дагер объявил в 1839 году в Королевском обществе об открытии им способе получения изображений на светочувствительных слоях, названном им дагерротипией, а ныне известном нам под названием фотографии.

Наиболее распространенной в первой половине ХХ века была цинкография. В этом случае изображение наносится на форму не художником, а фотографическим переносом на цинковую пластину, которая затем подвергается травлению в тех участках изображения, где должен быть выбран грунт цинковой доски. Впервые цинкография была изобретена во Франции в 1850 году и была названа жиллотипией по имени ее изобретателя.

С помощью цинкографии при печати передаются как штриховые рисунки, так и многоцветные изображения (особенно копии с ксилографий), однако этим способом невозможно передать тоновое изображение. Некоторые художники в эволюции своих опытов над способами печати пробовали себя и в так называемой оригинальной цинкографии.

Та особенность, что столь удобная для печатания изображений техника не позволяет передавать тоновые изображения, заставила потрудиться многих талантливых печатников и инженеров, что привело к изобретению в 1880-х годах растра, а вместе с ним и новой техники высокой печати – автотипии. Словарь Брокгауза и Ефрона называет автотипию «одним из способов превращения рукописи, чертежа или фотографического снимка в клише для печатания». Изобретена она была одновременно в России и Германии. При этом тоновое изображение наносится на цинковую пластину посредством растровой сетки, которая разбивает тона на мелкие точки, распределенные равномерно; таким образом, размер точки будет зависеть от тона в конкретном месте оригинала. То есть в светлых местах точек почти не будет видно, а в темных наоборот, они велики и почти сливаются.

 Как было уже с другими способами печати, автотипия со временем стала цветной. Она бывает трехцветной (с трех клише) и четырехцветной (с четырех), современные же машины иногда делают пять красочных слоев. Для лучшей передачи однотонных изображений иногда употреблялась и автотипия-дуплекс, где одно клише носит характер основного, а второе – дополнительного, с мягким тоном – голубой или палевой.

Еще один из способов фотомеханической передачи оригинала – фототипия. Изобретенная в 1855 году французским химиком Альфонсом Пуатвеном, она оказалась хотя и не такой тиражной, в отличие от цинкографии, хромолитографии и автотипии, однако позволяющей передать с большой точностью сложные художественные оригиналы. Именно эта особенностью фототипии побудила выдающегося русского историка гравюры Дмитрия Александровича Ровинского издать атласы офортов Рембрандта и Ван Остаде в техники фототипии.

И, наконец, мы скажем о гелиогравюре. Этот способ печати очень близок к офорту, но перед травлением изображение наносится на доску не офортной иглой художника, а фотомеханически. Способ гелиогравюры достаточно малопроизводителен, однако выполненные с его помощью копии с классических гравюр и офортов немудрено на первый взгляд спутать с оригиналами.

 

Конечно, мы не можем на нескольких страницах описать всю эволюцию печатной графики. Но от робких первых опытов, изумительной классической гравюры, голландского офорта, превосходных, вобравших в себя все мастерство печатников и художников цветных гравюр XVIII века, фототипий и многоцветных автотипий ХХ века, все они представляют собой удивительные образцы искусства средневековья и нового времени.

 
 
 
 
 
   
  Назад Вперед